Ищу спонсора
Для того, чтобы сайт работал, требуются деньги. Ищу спонсора, которому не безразличен сайт о заводах в РФ. Прошу писать на azsxru@yandex.ru или присылайте на яндекс деньги 410011888143003

Подробнее...


Рязанский НПЗ - нефтеперерабатывающий завод


Предыдущая | Следующая
        изменить

РНПЗ

«А у нас в Рязани пироги с глазами: их ядять — они глядять».
Зрячие рязанские пироги — конечно же, сказка. А вот современные канистры с автомаслами ТНК из Рязани — это реальность. Синие, с прозрачной мерной полосой, с запечатанным алюминиевой фольгой горлышком и яркой этикеткой...
А что в канистрах? За ответом мы отправились на Рязанский нефтеперерабатывающий завод — или, для краткости, РНПЗ.

На первый взгляд, все нефтеперерабатывающие предприятия очень похожи. И завод фирмы Mobil во французском Гравеншоне (см. АР № 15, 2000), и производство компании Total в Нормандии (см. АР № 7, 2000), и завод в Рязани — везде переплетающиеся километры труб, огромные колонны реакторов, железнодорожные ветки с цистернами. И надо всем этим витает специфический, неистребимый запах нефтехимии...
Но, конечно, зарубежным порядком в Рязани уже не пахнет (за единичным исключением, о котором — позже). Производственные корпуса с облупившимися стенами глядят на мир подслеповатыми закопченными оконцами. Из-под слежавшегося снега повсюду торчат огромные «поленницы» брошенных труб, ржавое железо и покинутые тракторы. О, поле, поле, кто тебя засеял?
С середины 50-х годов здесь кипела «стройка века». На окраине Рязани вырос завод-гигант — как было принято в рамках социалистической индустрии, практически «самодостаточный». В состав РНПЗ вошло и предприятие по выпуску катализаторов для установок каталитического реформинга нефти, и цех для преобразования отходов производства в серную кислоту, и небольшой заводик по изготовлению собственной металлической и пластиковой тары — бочек, бидонов и канистр. Образно Рязанский НПЗ можно представить в виде «черного ящика» с воронкой наверху, в которую заливают сырую нефть. А на выходе стоят десятки разнокалиберных кранов, из которых текут бензин, дизельное топливо, мазут, парафины, серная кислота. И конечно, масла — моторные, трансмиссионные, турбинные, гидравлические. Маслоблок, в то время самый крупный в СССР, в Рязани был пущен в 1968 году. Так что история рязанских масел началась ровно 33 года назад.
Кстати, автомобилисты со стажем наверняка помнят рязанскую «всесезонку» М-5з/12-Г1, недорогую и вполне качественную — ее продавали и в канистрах, и в розлив на бензоколонках. Но когда начался «кризис переходного периода», объемы нефтепереработки на РНПЗ стали неуклонно падать. К середине 90-х завод был на грани остановки. И если бы не новый хозяин, то как знать, это поле площадью 25 квадратных километров было бы засеяно ныне лишь «мертвыми костями»...
Но в 1995 году РНПЗ вошел в состав образованной правительственным указом Тюменской нефтяной компании (ТНК). И начался «ренессанс». Менеджеры ТНК загрузили Рязань «своей» нефтью с месторождений Тюмени и Сургута, и объемы переработки стали вновь подтягиваться к доперестроечным. А главное — были привлечены крупные иностранные кредиты для серьезной модернизации нефтепереработки.
Все масла ТНК производятся на собственной минеральной базовой основе — вернее, из двух базовых масел различной вязкости, получаемых на РНПЗ при разделении нефти на фракции. Потом к базовому маслу подмешивают необходимые присадки, и готовый продукт идет на расфасовку. Причем готовится масло двумя способами. Например, престижные полусинтетические моторные масла ТНК Супер Ойл 5W-40 и ТНК Мотор Ойл 5W-30 смешивают порциями в больших резервуарах. А более массовые минеральные масла производятся на установке непрерывного смешивания, в которой в поток базового масла «на ходу» подмешивается определенное количество присадок.
Именно так все и происходит на всех зарубежных заводах. Или не так?
Обе установки нам показали с явной неохотой. Похвастать здесь и впрямь нечем. Для производства «полусинтетики» на РНПЗ приспособили часть реакторов, в которых с 1969 года выпускают многофункциональную присадку ДФ-11 (или, на языке нефтехимиков, диалкилдитиофосфат). Определение «многофункциональная» означает, что помимо основного действия, то есть защиты от окисления, присадка оказывает и другие — противоизносное и антикоррозионное. Сегодня ДФ-11 по-прежнему входит в состав всех моторных масел РНПЗ — наряду с еще несколькими присадками. А «полусинтетику» получают путем вливания в емкости синтетической составляющей. Это так называемые полиальфаолефины, которые ТНК покупает за рубежом с помощью партнера по совместному предприятию — корпорации Техасо.
Установка непрерывного смешивания масла под названием Поток-4 работает на Рязанском НПЗ тоже с 70-х годов. «Родная» электроника, которая управляла задвижками системы, до нынешних времен не дожила, поэтому в зале управления стоит современный компьютер. Но как же странно он смотрится рядом с полуразобранными шкафами допотопного Потока-4 и с золотозубым мужичком в засаленной телогрейке, который управляет всем этим хозяйством...
Зато последняя стадия производственного цикла на РНПЗ нас просто поразила. Как только готовое масло в автоцистернах попадает в цех расфасовки, начинается словно другая жизнь! Новейший, только что построенный цех с большим складом. Идеально чистые полы, покрытые специальным линолеумом. Ради поддержания чистоты все дизельные погрузчики, которые обслуживают цех расфасовки и склад, поделены на «чистых» и «нечистых». Первые работают только внутри помещений и доставляют палеты с канистрами до порога склада. А там их подхватывают «нечистые» погрузчики, которые орудуют внутри грузовиков.
Изготовление канистр объемом 4 и 1 л, заливка масла и упаковка в картонные коробки происходят на двух полностью автоматизированных итальянских линиях. Все начинается в дальнем углу цеха. Из экструдера выползают две синие «колбасы» горячего полиэтилена. К каждой уже подмешана тонкая струя бесцветного пластика — из нее получается прозрачная мерная полоса. Рука с матрицами «откусывает» необходимые куски пластиковых хоботов, и они приобретают форму канистры. После обрезки облоя (он тут же уходит на переплавку) каждая канистра попадает на пункт автоматического контроля герметичности. Потом на карусельной установке пластиковые банки заполняются маслом, на них навинчиваются пробки, наклеиваются этикетки, горлышко запечатывается фольгой (она заранее вложена в пробку и «приваривается» к канистре под действием локального нагрева)... Полная автоматизация. Две такие линии обслуживает всего один наладчик. Это действительно европейский уровень!
— Когда мы приняли завод под свое крыло, нам надо было предложить по приемлемой цене качественный продукт, защищенный от подделок, — рассказывают менеджеры ТНК. — Поэтому первое, на что мы стали тратить силы и средства, — это модернизация установки селективной очистки базовых масел и расфасовка готовой продукции. Новые канистры имеют шесть степеней защиты от подделок — мерную полосу, фольгу под крышкой, пробку со стопорным кольцом. Только что начался выпуск канистр с разноцветными пробками, окрашенными в соответствии с цветом названия масла на этикетке. А что касается устаревших установок по смешиванию масел, то в скором времени доберемся и до них. Уже заложен фундамент нового производственного участка — через год-полтора, надеемся, он уже заработает...
К счастью, деньги у ТНК на это есть — для модернизации РНПЗ компания берет в кредит более $400 млн. Генеральным подрядчиком работ выступит фирма ABB Lummus Global. Вокруг многих установок уже возведены строительные леса, суетятся монтажники... А что касается качества базовых масел, то в ТНК собираются следовать новейшим зарубежным поветриям и строить установку гидрокрекинга минеральной нефтяной основы. Продукты гидрокрекинга — это «минералка», но облагороженная настолько, что по некоторым свойствам она очень близка к синтетическим полиальфаолефинам. Если РНПЗ станет выпускать гидрокрекинговые масла, это действительно выведет ТНК на зарубежный уровень!
Кстати, в состав РНПЗ еще с советских времен входит и экспериментальный участок. Это настоящий завод в миниатюре, на котором можно смоделировать весь технологический процесс — от перегонки нефти до смешивания готового масла. Сейчас здесь царит запустение, но одно из подразделений мини-завода по-прежнему работает. Это лаборатория стендовых моторных испытаний. Да-да, у рязанских нефтехимиков есть возможность испытывать масла не только «в пробирке», но и на настоящих двигателях! Между прочим, такие «масляные» компании, как Mobil и Valvoline, в Европе собственных моторных стендов не имеют...
На РНПЗ стендов пять. В одном из боксов стоит одноцилиндровая установка на базе мотора ЗИЛ-130, на которой по ГОСТу раньше оценивали качественные показатели масел. В другом — тракторный дизель ММЗ-245, который сейчас устанавливается на зиловские Бычки. Его используют для оценки моющих свойств масла. А еще в лаборатории два «легковых» мотора — двигатель ВАЗ-2106 и только что смонтированный двухцилиндровый моторчик от Оки.
— Раньше все масла мы гоняли на «шестерочном» двигателе, но нынче это для нас дороговато, — объясняют переход на «двухцилиндровую тягу» специалисты лаборатории. — Ведь после каждого цикла испытаний двигатель надо полностью перебирать с заменой блока цилиндров. И дело даже не в том, что это дорого и хлопотно. Главная проблема — найти качественные запчасти! Приходится самим ездить на рынок и с микрометром в руках отбирать поршни и кольца.
Несмотря на плачевное состояние зданий лаборатории, внутри царит порядок. Чистые полы, на столах аккуратно разложены детали цилиндро-поршневой группы, разобранные для оценки отложений и износа... И очень понравились люди. Скромные, знающие свое дело. Пожалуй, это главное впечатление от визита на РНПЗ.
Сейчас бытует лозунг — «Поддержим отечественного производителя». Если управленцы ТНК-Тексако смогут направить кредиты на объединение разрозненных пока подразделений завода, оставить под крышей РНПЗ лучших специалистов и построить современную линию по смешиванию масел, то такого отечественного производителя все мы поддержим с удовольствием...

Л. ГОЛОВАНОВ
А. КОТЕРЕВ


нефтеперерабатывающий завод